Движение кредита по времени

Как ни странно, эта мотивировка оказалась сильнее самых убедительных доказательств. Сколько раз Н. Кириллову задавали в правлении банка вопрос: что это строители уж больно горячо ратуют за эксперимент?

Наверно, если кредитовать затраты подрядных организаций по всему строительному циклу, им будет вольготно жить?

А выгоден ли новый порядок государству?..

Даже на последнем, решающем для судьбы новшества заседании правления этот вопрос-недомолвка незримо витал в воздухе.

На него полагалось ответить. А как? Ведь в сущности те, кто вопрошал, не хотели иного ответа, кроме своего, а именно — предлагаемая форма взаимоотношений невыгодна государству.

Попробуй переубеди их, если кроме теоретических выкладок ничем не располагаешь.

Получался замкнутый круг.

Согласия нет, так как нет убедительных данных, а данных нет, так как нет согласия как эксперимент, в ходе которого их можно получить. Тупик.

Безвыходность.

И все только потому, что из понятия «эксперимент» выхолощено главное его содержание — поиск. Чаще всего то, что именуется экспериментом, является первым шагом распространения новшества, эффективность которого уже доказана.

А ведь эксперимент — нечто иное, а именно — разведка боем.

Главная задача разведки — выяснить, большие ли силы мешают двигаться вперед или путь свободен, т. е. науке и практике равно важны как положительные, так и отрицательные результаты.

Если положительные — отлично, можно двигаться дальше форсированным маршем.

Если отрицательные — что ж, и на том спасибо, значит надо искать другое направление. Все же судьбу эксперимента решили главным образом не доводы, а слова председателя правления банка: Ладно, давайте все-таки начнем.

А там посмотрим…

Опыт начался в 20-м тресте Главленинградстроя 1 апреля 1971 г. Потом первопроходцев стало шестеро. В 1972 г. новый порядок кредитования принялись обживать уже все подразделения Главленинградстроя и Главленинградинжстроя, многие другие строительные организации и областные конторы Стройбанка.