Постановка вопроса о взаимовлиянии надстройки и всей системы общественных отношений

Уже на XXII съезде приводились многочисленные факты, доказывающие, что все это — дела не одной личности. В Обращении «К советскому народу» сказано: «Дорогой ценой пришлось расплачиваться за отступления от ленинских принципов и методов строительства нового общества, за нарушения социалистической законности, демократических норм жизни в партии и обществе, за волюнтаристские ошибки, за догматизм в мышлении, инерцию в практических действиях». На мой взгляд, правы те, кто считает Постановление «О преодолении культа личности и его последствий» недостаточным, не исчерпывающим, не вскрывшим всей сущности произошедшего в нашем обществе в 30- 40-е годы.

Вопрос о деформациях общественных отношений, экономических отношений по-новому поднят на январском (1987 г.) Пленуме.

Тем самым сложилась новая общественно-политическая основа для выявления причин деформированности и политико-экономических разработок и представлений в последние 30 лет. Поскольку общественно-экономические отношения, сложившиеся в 30-40-е годы, были объявлены после XX съезда «зоной вне критики», постольку политико-экономическим исследованиям был предопределен сравнительно узкий горизонт радикальности. За «основу» новых организационно-экономических отношений указано было брать отношения 30-40-х годов.

Анализ хозяйственной практики и дискуссий конца 50-х — начала 60-х годов показывает: даже не самые смелые в то время теоретические постановки и практические преобразования упирались в несовместимость с системой взглядов казарменного «социализма» и механизмом хозяйствования, созданным в 30-40-х годах.

Политико-экономическая мысль разделилась в ту пору на три основных потока, они и до сих пор доминируют в представлениях об экономике, в суждениях о проблемах хозяйственного строительства. Одно из направлений основывается на восприятии политико-экономических представлений и практики 30-х — начала 50-х годов в качестве безупречного образца научного и практического воплощения марксистско-ленинского учения.

Этому направлению свойственны воинствующий догматизм, осуждение практических шагов но радикальному обновлению форм и методов хозяйствования, борьба с попытками преодолеть теоретические ошибки, отступления от ленинских идей, имевшие место в 30-40-е годы.