Гонзалес-Крусси

Гонзалес-Крусси, профессор патологии медицинского колледжа Северо-Западного университета в Чикаго, в своей книге «Об умении смотреть и видеть: то, что мы видим, не видим и лучше бы не видели никогда»1 отмечает, что считает подобные взаимоотношения «отрыжкой эволюции»: «Пристальный взгляд, направленный на нас, лишает нас покоя. Этот взгляд словно достигает дна нашего подсознания, будоражит слои далекой памяти, добирается до донного слоя. Там покоятся атавизмы: навсегда, с доисторических времен, запечатленные сигналы грозящей беды.

Находясь под прицелом чьего-то взгляда, понимаешь: за тобой наблюдает хищник. Некто саблезубый, какая-нибудь бегемотоподобная рептилия определенно намерены тобой пообедать…

Что еще, как не биологический ужас, учит животных избегать пристальных взглядов?

» И далее: «Законы естественного отбора были благосклонны к тем видам, чье тело покрывали узоры, подобные глазам, ибо это отпугивало хищников. Так, перья некоторых птиц, крылья некоторых бабочек…

украшают большие, округлые, похожие на глаза пятна, единственное назначение которых — отпугивать преследователей. Жертва каким-то образом научилась противостоять кровожадному взгляду хищника, отвечая ему «взглядом» — гипнотизирующим и пугающим.

Так любовники, отвечая взглядом на взгляд, увлекают друг друга многозначительной, но при этом безмолвной беседой».

Разумеется, общение глазами исключает однозначность. Важен контекст.

Взгляд может выражать — в зависимости от того, насколько расположены друг к другу обменивающиеся взглядами, — и дружелюбие, и похоть, и Желание, любовь, сострадание, враждебность, да много Чего еще! Пристальный взгляд, направленный на нас, лишает покоя. Находясь под прицелом такого взгляда, понимаешь: за тобой наблюдает хищник.

Предоставим Франсу де Ваалю возможность подвести итоги: Де ВААЛЬ: Существует масса заблуждений на предмет обмена взглядами. На каком-то интернет-форуме, когда обсуждался вопрос о том, как следует вести себя с человекообразными обезьянами, советовали никогда не смотреть им в глаза.

Якобы обезьяны могут рассердиться и расценить ваш взгляд как угрозу.

Это не всегда соответствует действительности. Это справедливо исключительно в соревновательном контексте и далеко не для всех приматов.

Многие обезьяны, например бабуины или макаки, живут в условиях жесткой иерархии, и вожаку достаточно бросить короткий взгляд, чтобы призвать какую-нибудь обезьяну из стаи к порядку.

И если вы воспроизведете этот взгляд исподлобья, обезьяна воспримет его как угрозу. Но есть человекообразные обезьяны, которые, как и мы, используют взгляд для выражения приязни, и их глаза могут излучать предельное дружелюбие.

Вот, например, бонобо, или карликовые шимпанзе (самые близкие к Homo sapiens из ныне существующих животных), занимаясь сексом, смотрят друг другу в глаза. Я уверен, что могу первому встречному посмотреть в глаза так, что он воспримет мой взгляд как угрозу.

Ведь люди — это те же приматы, но другого вида.

И у людей общение глаза в глаза может означать что угодно, в зависимости от контекста, от того, как и для чего вы это делаете.

Вот в этом я точно согласен с Франсом де Ваалем.

Выступая сторонником дружелюбного, теплого, предупредительного общения взглядами, я признаю тем самым, что бывают ситуации, когда зрительный контакт может быть нежелательным, выводить из равновесия, шокировать, даже терроризировать.

Общаясь посредством взглядов, следует тонко чувствовать контекст.

Но в чем именно заключается разница между нежелательным, навязчивым, «липким» взглядом и тем нежным, любящим погружением во взгляды друг в друга, за которое я ратую в этой книге? Примерно в том же, в чем разница между лапаньем и танцем.

В обоих случаях речь идет о физическом контакте двух людей, возможно, незнакомых друг с другом. Но лапать может только один, это, так сказать, а one-way touch.

Тут не предполагается взаимообмена — если, конечно, объект похотливых устремлений не удовлетворит свое желание, как следует вмазать нахалу. Далее, нахал не имеет намерения «делиться» с кем-либо, он хочет только брать, в одностороннем порядке, обездоливать другого человека, «словить свой кайф».

?