Централизованное планирование

Нужно это, напоминаем, для того, чтобы на полную мощь включить «человеческий фактор», инициативу, творческий потенциал коллективов людей внизу и с их помощью, если не избавиться от него напрочь, то хотя бы подрезать крылья централизованному бюрократизму, создать действительно реальный, мобилизирующий план на ближнюю и более отдаленную перспективу. В 1983 г., — рассказывает заместитель начальника главного отраслевого управления Минстроя В. Языков, — новгородский трест № 43 добился хороших производственных результатов, ввел в действие ряд мощностей для народного хозяйства. Но прошло всего полгода, и коллектив из передовых ныне попал в отстающие.

Может, зазнались?

Причины становятся понятными, если проанализировать программу треста в 1983 и 1984 гг. Есть в строительстве такое понятие — «задел».

Это комплекс уже выполненных работ на объекте, когда он еще не значился пусковым. К примеру, надо сдавать в эксплуатацию новое производство, а четверть всех работ на нем сделана еще в прошлом году.

Эта четверть — задел.

Так вот, в минувшем (1983-м) году большинство пусковых объектов треста уже в январе имело хороший задел. Бригады знали, где будут трудиться, инженеры заранее заказали для них материалы, конструкции, механизмы, оборудование.

Иное дело — 1984 год. Многие объекты пришлось в январе начинать с «нуля», а в декабре заканчивать. По разным причинам на них не было задела.

Но ведь в строительстве своя технология, которую нельзя без последствий нарушать. Могут заметить, что создание задела — забота самих строителей.

Мол, у них в плане набор самых разных строек, пусть выполняют предусмотренные там объемы работ, вот и не придется в год пуска начинать их с фундаментов.

С этим доводом можно согласиться, если бы строители сами составляли для себя годовую программу. Сегодня ее формируют соответствующие службы Госплана.

И формируют ее под напором заказчиков так, что у треста сил хватает (а часто не хватает) только на выполнение задания по пусковым объектам.